ГлавнаяАктуальноГубернияЗемлякиАвтопанорамаОбразованиеКультураПравославиеЗдоровьеСпортПравопорядок
СОЦСЕТИ



Служба по контракту

Нацпроекты


СВОИХ НЕ БРОСАЕМ!

ОБЪЯСНЯЕМ

СТРАТЕГИЯ

ПАМЯТКА

CЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ


ОФИЦИАЛЬНЫЕ САЙТЫ
Официальная группа газеты "Рабочая Балахна" ВК
Официальный сайт администрации Балахнинского района
Официальная группа администрации Балахнинского района ВК
УСЗН Балахнинского района
Балахнинский музейный историко-художественный комплекс
Отдел вневедомственной охраны г. Балахна
Городской портал Балахна.РУ

Добро пожаловать на сайт газеты "Рабочая Балахна" (16+)


Архив статей:

20:02 24.05.2013| Интервью | Версия для печати

Во дни тягостных раздумий…

В российском календаре 25 мая – День филолога. Накануне этого дня интервью “Рабочей Балахне” дала учитель русского языка и литературы М.А. Новожилова.
ОткУпорить или откупОрить? В г. Балахна или в г. Балахне? И все-таки кофе – мужского или среднего рода? Если сомневаетесь, спросите у преподавателя-филолога!

- ОткУпорить. В г. Балахне, согласно новым правилам. А кофе все-таки ОН – это классический вариант, хотя употребление в среднем роде теперь тоже допустимо, - отвечает учитель русского языка и литературы школы №14 Марина Александровна НОВОЖИЛОВА.



- Марина Александровна, как удается отслеживать изменения языковых норм?
- Есть методические пособия, словари орфоэпических норм языка, специализированные Интернет-сайты.

- А в речи детей? Как у молодого поколения с грамотностью?
- Дети разные. Но если в целом сравнивать их с теми, кто оканчивал школу десять лет назад, грамотных стало меньше. Ребята переписываются в чатах, по СМС, нарочно коверкая язык, - думают, что создают так «свой особый статус». Это сказывается на речи. Поправляю, объясняю. И некоторые соглашаются, что красноречие сегодня – одна из составляющих успеха (в первую очередь, это ребята, мечтающие стать PR-специалистами, юристами, научными сотрудниками). Но кто-то остается на «удобном» уровне лексики.

К сожалению, изменилось отношение детей и к литературе. Если раньше девочки из «Войны и мира» читали хотя бы «любовную линию», а мальчики – сцены баталий, то сейчас и этого добиться непросто. Из 25 человек программу по литературе полностью прочитывают 4-5 учеников. Хотя остальных не назовешь «нечитающими», но они поглощают легкие романы, детективы… Или «Сумерки» - зачитывались все!

- Что же делать? Может, знакомить поколение NEXT с более качественной современной литературой, чтобы заинтересовать?
- Именно! «Душа вывернулась наизнанку» - так одна старшеклассница высказалась о романе А. Приставкина «Ночевала тучка золотая». Это про-
изведение идет сверх программы, но читать этот роман, считаю, нужно. Во-первых, подростки понимают, как силой слова можно показать трагедию жизни. Во-вторых, такие книги помогают не зачерстветь душой. Или возьмем «Географ глобус пропил» А. Иванова - качественное, серьезное произведение.

Но даже очень интересная литература не всегда помогает. Тогда в учебный процесс включаем просмотр кинофильмов, а какой-то кусочек произведения читаем вслух. Потом анализируем, сопоставляем. Эмоциональное прочтение вообще сильно действует на восприятие детей. Не пожалела – потратила урок: читала детям «Мать» А. Платонова. И результаты были. Ком в горле стоял даже у «неуправляемых хулиганов». Обязательно слушаем рассказ «Лень» в исполнении Олега Янковского. Как он виртуозен, как терпко, заманчиво смакует каждое слово! После этого невозможно не прочитать Чехова! А с каким удовольствием дети обсуждали постановку «Три товарища» в драмтеатре, после того как прочитали роман Ремарка…

Конечно, современным детям трудно понять поведение Татьяны Лариной, прочувствовать «Тихий Дон»... Они просто не ощущают реалии описываемого времени. Стараюсь, чтобы прониклись эпохой – рассказываю об отношении к политике, к любви, даже о моде! Часто дети смеются, глядя на фотографию Есенина-франта в котелке: «И это рубаха-парень, хулиган?» Объясняешь, что личность поэта намного сложнее образа, описанного в пяти строчках учебника. И это цепляет, нравится.

- А можно ли научить писать сочинение? Или умение либо есть, либо нет?
- Конечно, сочинение – это творчество, и не все могут творить, чтобы результат потрясал. Уникальных сочинений сейчас – единицы. Во многом «благодаря» ЕГЭ. Ребятам предлагается текст, в котором нужно увидеть проблему, ее прокомментировать, понять позицию автора, выразить свое мнение, подкрепив двумя аргументами. Все расписано заранее. Самозабвенных работ на шесть листов дети уже не пишут…

- Но пусть написать не фантастический текст, а на твердую «четверку». Как научить?
- «Рецепт» классический: читать больше художественной литературы и критики. При обсуждении чужих мыслей рождаются свои. И пусть это творчество компилятивно, пусть дети складывают сочинения, как пазлы, – они при этом развиваются. Можно сколько угодно говорить: «Не читают, не пишут». От этого ничего не изменится. Надо настроиться биться за каждого ребенка – чтобы и читал, и писал.

С. АСТАХОВА
На снимке: М.А. Новожилова с учащимися школы.
Фото автора

Поделиться:


* вверх страницы *
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ


НАЦПРОЕКТЫ
Нижегородские предприниматели могут принять участие во встрече с гендиректором Корпорации МСП Александром Исаевичем 29 марта
В центр лазерной микрохирургии глаза нижегородской больницы им. Н.А. Семашко поступил новый операционный микроскоп
Нижегородские предприниматели приглашаются на Межрегиональный форум семейного бизнеса
Четыре туристических информационных центра Нижегородской области появится на региональном участке автомобильной трассы М-12
Более 300 предприятий представят свои вакансии на региональном этапе Всероссийской ярмарки трудоустройства в Нижегородской области

ПРОЕКТЫ РБ
Видеоприложение


Литературная страница
АрхивРекламодателямО газетеПодпискаПолитика ОПД и СОУТКонтакты
© МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна"
При перепечатке материалов c сайта гиперссылка Рабочая-Балахна.РФ обязательна